Начиная с бронзового века и заканчивая средневековьем, в погребальных обрядах различных археологических культур и этнокультурных групп на территории Евразии прослеживается традиция, связанная с намеренной порчей боевого оружия. Чаще всего она прослеживается на находках рубящего оружия: мечей, палашей, сабель.
С середины IX в. в погребальной обрядности енисейских кыргызов фиксируются новые элементы, связанные с ритуальной порчей длинноклинкового рубяще-режущего оружия. Большинство из относящихся к этому времени и обнаруженных в результате археологических раскопок палашей и сабель помещались в могилу с преднамеренно согнутыми лезвиями клинков. Существуют разные объяснения этому ритуалу: начиная от стремления обезопасить живущих от оружия умершего, обеспечения «умирания» клинка вместе с хозяином или же это происходило в том случае, когда у умершего воина не было наследника. Встречаются и сугубо практические «объяснения» – сделать громоздкий клинок более удобным для помещения в небольшие по размеру могильные ямы.
Датировка: IX - XIII вв. н.э., место нахождения: Шушенский район Красноярского края